Preview

Остеопороз и остеопатии

Расширенный поиск
Том 21, № 3 (2018)
https://doi.org/10.14341/osteo20183

Оригинальное исследование

4-14 2063
Аннотация

Обоснование. Пациенты с эндогенным гиперкортицизмом имеют сниженную минеральную плотность костной ткани (МПК) и трабекулярный костный индекс (ТКИ), что приводит к развитию вторичного остеопороза и низкотравматическим переломам. Известно, что радикальное лечение болезни Иценко-Кушинга (БИК) приводит к нормализации уровня кортизола во всех биологических жидкостях организма. Вопрос о том, происходит ли при наступлении ремиссии заболевания восстановление структуры костной ткани, в особенности ее микроархитектоники, остается открытым.


Цель. Оценить влияние активности течения (наличие/отсутствие ремиссии) болезни Иценко-Кушинга на изменения денситометрических показателей костной структуры (ТКИ, МПК, T- и Z-критериев), а также значимость этих изменений через 12 и 24 месяца после проведения нейрохирургического лечения.


Методы. У пациентов с болезнью Иценко-Кушинга с подтвержденной активностью заболевания (n=44), а также в группе контроля из здоровых добровольцев (n=40) была исследована МПК в поясничных позвонках с одномоментной оценкой ТКИ исходно (у всех) и через 12 и 24 месяца после нейрохирургического лечения (только у пациентов). В контрольных точках было отслежено наличие или отсутствие ремиссии у пациентов. Все измерения произведены на аппарате GE iDXA (GE Healthcare Lunar, Madison, Wisconsin, USA). ТКИ рассчитывался одномоментно по полученным денситометрическим снимкам с заслеплением клинических исходов при помощи программного обеспечения TBS iNsight software v2.1 (Medimaps, Merignac, France). Активность БИК оценивалась при помощи исследования кортизола в вечерней слюне (в 23:00). Для определения различий в величине показателей DXA и ТКИ до и после нейрохирургического вмешательства в зависимости от факта наступления ремиссии использовался ковариационный анализ (ANCOVA).


Результаты. Обнаружены значимые различия в величине ТКИ, МПК и T-критерия исходно и через 12 месяцев после нейрохирургического лечения, ассоциированные с наличием или отсутствием ремиссии заболевания (p=0,039, 0,046 и 0,048 соответственно). Для Z-критерия, а также показателей через 24 месяца подобных различий, связанных с наступлением ремиссии, не выявлено. Прирост всех показателей денситометрии (включая ТКИ) в течение 24 месяцев наблюдения был статистически значим при анализе данных с помощью парного t-теста Стьюдента. Однако показатели, соответствующие возрастной норме, за указанный временной интервал достигнуты не были.


Заключение. Пациенты с БИК имеют сниженные показатели ТКИ. При наличии ремиссии ТКИ значимо повышается. Прибавка МПК и ТКИ происходит в течение 24 месяцев после достижения ремиссии БИК, однако не приводит к полноценному восстановлению нормальной костной массы и микроструктуры за 24 месяца наблюдения.

Научный обзор

15-20 19381
Аннотация

В представленном обзоре рассматриваются основные причины недостаточной обеспеченности витамином D населения Российской Федерации, а также приводятся данные о распространенности дефицита витамина D среди различных групп населения и в разных регионах, которые подтверждают повсеместную распространенность дефицита витамина D в стране. Обсуждаемые исследования свидетельствуют о том, что наблюдаемая в настоящее время недостаточная обеспеченность витамином D населения РФ (сниженные уровни 25(ОН)D выявляются в среднем у – 80% лиц в общей популяции) обусловлена как низким уровнем его эндогенного синтеза, так и недостаточным поступлением с пищей: территория страны расположена в зоне низкой инсоляции, и в то же время в рационе населения очень ограничены как основные естественные источники витамина D (морская рыба жирных сортов), так и фортифицированные витамином D продукты. Принятие мер по повышению статуса витамина D и поддержанию оптимальной концентрации 25(ОН)D в крови у детского и взрослого населения, адекватное потребление витамина D и при показаниях – его добавок, позволит улучшить состояние костно-мышечной системы, а также возможно снизить риск развития некоторых хронических заболеваний.

21-29 2463
Аннотация

Препараты для лечения остеопороза можно условно разделить на две группы: препараты, подавляющие костную резорбцию, и, соответственно, костеобразование (бисфосфонаты, деносумаб) и препараты, стимулирующие костеобразование, т.е. обладающие анаболическим действием. К последним относят терипаратид, паратгормон 1-84 и абалопаратид, которые, помимо стимуляции костеобразования, также стимулируют и костную резорбцию, что лимитирует их анаболический эффект.


Открытие склеростина – ключевого ингибитора костеобразования – привело к разработке концепций по ингибированию этого белка с целью усиления костеобразования. Ромосозумаб – человеческое моноклональное антитело к склеростину, которое, связываясь со склеростином, позволяет лигандам Wnt-сигнального пути взаимодействовать с их ко-рецепторами, что, в свою очередь, приводит к усилению костеобразования и повышению минеральной плотности кости. В отличие от классических анаболических препаратов для лечения остеопороза, ромосозумаб не только стимулирует костеобразование, но и подавляет костную резорбцию. В клинических исследованиях ромосозумаб продемонстрировал выраженный прирост минеральной плотности кости в позвоночнике и бедре. В статье представлены данные о доклинических и клинических исследованиях ромосозумаба.

Клинический случай (или краткое сообщение)

30-35 16382
Аннотация

MELAS-синдром относится к группе прогрессирующих митохондриальных заболеваний, связанных с точечными мутациями в митохондриальной ДНК, и включает в себя митохондриальную энцефаломиопатию, лактатацидоз, инсультоподобные эпизоды, которые могут сочетаться с поражением эндокринных желез (щитовидной, околощитовидных и поджелудочной желез). При этом частота развития гипопаратиреоза в рамках синдрома составляет менее 0,5%.


Верификация MELAS-синдрома связана с определенными трудностями из-за низкой встречаемости заболевания и полиморфизма клинических проявлений и требует преемственности в работе врачей разных специальностей, прежде всего неврологов, эндокринологов и сурдологов. Подтверждение диагноза осуществляется посредством молекулярно-генетического исследования митохондриальной ДНК в лимфоцитах, также в некоторых случаях проводят анализ биоптата мышечной ткани.


В статье мы приводим редкий случай диагностики MELAS-синдрома у молодой пациентки на основании наличия гипопаратиреоза неясного генеза в сочетании с неврологической симптоматикой, сахарным диабетом, лактатацидозом и тугоухостью. MELAS-синдром был подтвержден генетическим анализом крови. Гипопаратиреоз, сахарный диабет, гипотиреоз в дебюте MELAS-синдрома были легко компенсированы на заместительной терапии.



ISSN 2072-2680 (Print)
ISSN 2311-0716 (Online)