Preview

Остеопороз и остеопатии

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ОСТЕОПОРОЗОМ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕЧЕНИЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОЦЕНТРОВОГО РАНДОМИЗИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

https://doi.org/10.14341/osteo2012233-37

Полный текст:

Аннотация

Введение. Приверженность пациентов с остеопорозом (ОП) лечению остается низкой. Возможный путь улучшения ситуации - обучение пациентов. Цель. Оценить влияние различных форм образовательных программ на приверженность лечению. Материалы и методы. В исследование рандомизировано 479 пациентов (средний возраст 66,1 ± 7,9, женщины составили 98,1%) из 7 центров России. Все пациенты были случайным образом распределены на две группы. Пациенты основной группы (241 чел.) проходили обучение в школе ОП в течение 4 занятий с использованием интерактивных методов при одновременном обучении 7—10 чел. Пациенты контрольной группы (238 чел.) получали информацию об ОП в виде брошюры. Число пациентов, принимающих препараты кальция и витамина D, а также препараты патогенетического действия статистически значимо не различалось между группами до начала исследования. Пациенты четырех центров имели промежуточные визиты через 3, 6 месяцев. Окончательный визит у всех пациентов был через 12 месяцев. Приверженность лечению оценена за 12 месяцев. Результаты. После образовательной программы регулярно принимали препараты кальция и витамина D в течение года 78,6% основной и 80,1% пациентов контрольной групп, р>0,05. Препараты патогенетического действия к концу наблюдения регулярно принимали 55,4% основной и 35,1% контрольной групп, p<0,001. Другими факторами, влияющими на приверженность, были: перелом бедра у матери (OR=3,09; 1,55—6,16), промежуточные визиты через 3 и 6 месяцев (OR=2,41; 1,47—3,96), наличие группы инвалидности (OR=2,03; 1,35—3,06). Заключение. Обучение пациентов на занятиях в небольших группах с использованием интерактивных методов более эффективно влияет на приверженность лечению, чем получение информации в виде брошюры.

Об авторах

L Evstigneeva



O Lesnyak

кафедра семейной медицины ФПК и ПП


N Kuznetsova



Yu Safonova

кафедра сестринского дела и социальной работы


S Bulgakova

отделение эндокринологии и остеопороза Клиник


M Kirpikova

кафедра терапии и амбулаторной медицины ФДППО


M Strunina



M Telyuschenk



M Nekrasova



O Nesmeyanova



A Vorob’yova



Список литературы

1. Остеопороз / под ред. О. М. Лесняк и Л. И. Беневоленской. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЕОТАР-Медиа, 2009. — 272 с. (Серия «Клинические рекомендации»).

2. Kothawala P., Badamgarav E., Ryu S. et al. Systematic review and meta-analysis of real-world adherence to drug therapy for osteoporosis. Mayo Clin Proc. 2007 Dec; 82(12): 1493—501.

3. Huybrechts K.F., Ishak K.J., Caro J.J. Assessment of compliance with osteoporosis treatment and its consequences in a managed care population. Bone. 2006 Jun; 38(6): 922—8.

4. Werner P. Knowledge about osteoporosis: assessment, correlates and outcomes. Osteoporos Int. 2005; 16(2): 115—27.

5. Nielsen D., Ryg J., Nielsen W., Knold B., et al. Patient education in groups increases knowledge of osteoporosis and adherence to treatment: a two-year randomized controlled trial. Patient Educ Couns. 2010 Nov; 81(2): 155—60.

6. Little E.A., Eccles M.P. A systematic review of the effectiveness of interventions to improve post-fracture investigation and management of patients at risk of osteoporosis. Implement Sci. 2010 Oct 22; 5: 80.

7. Школа здоровья. Остеопороз. Руководство для врачей / под ред. О. М. Лесняк. — М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. — 64 с.

8. Curtis J.R., McClure L.A., Delzell E. et al. Population-based fracture risk assessment and osteoporosis treatment disparities by race and gender. J Gen Intern Med. 2009 Aug; 24(8): 956—62.

9. Laliberté M.C., Perreault S., Dragomir A. et al. Impact of a primary care physician workshop on osteoporosis medical practices. Osteoporos Int. 2010 Sep; 21(9): 1471-85.

10. Shu A.D., Stedman M.R., Polinski J.M. et al. Adherence to osteoporosis medications after patient and physician brief education: post hoc analysis of a randomized controlled trial. Am J Manag Care. 2009 Jul; 15(7): 417-24.

11. Solomon D.H., Polinski J.M., Stedman M. et al. Improving care of patients at-risk for osteoporosis: a randomized controlled trial. J Gen Intern Med. 2007 Mar; 22(3): 362—7.

12. Bessette L., Davison K.S., Jean S., et al. The impact of two educational interventions on osteoporosis diagnosis and treatment after fragility fracture: a population-based randomized controlled trial. Osteoporos Int. 2011 Feb 11.

13. Winzenberg T., Oldenburg B., Frendin S. et al. The effect on behavior and bone mineral density of individualized bone mineral density feedback and educational interventions in premenopausal women: a randomized controlled trial. BMC Public Health. 2006; 6: 12.

14. Majumdar S.R., Beaupre L.A., Harley C.H. et al. Use of a case manager to improve osteoporosis treatment after hip fracture: results of a randomized controlled trial. Arch Intern Med. 2007 Oct 22; 167(19): 2110-5.

15. Davis J.C., Guy P., Ashe M.C., et al. HipWatch: osteoporosis investigation and treatment after a hip fracture: a 6-month randomized controlled trial. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2007 Aug; 62(8): 888—91.

16. Siris E.S., Harris S.T., Rosen C.J., et al. Adherence to bisphosphonate therapy and fracture rates in osteoporotic women: relationship to vertebral and nonvertebral fractures from 2 US claims databases. Mayo Clin Proc. 2006 Aug; 81(8): 1013—22.

17. Лесняк О. М., Евстигнеева Л. П., Коваль А. М. и др. Приверженность российских пациентов лечению остеопороза (национальный проект «Сила в постоянстве») Медицинский журнал «Фарматека». 2008; 3: 73—79.

18. Majumdar S.R., Johnson J.A., Bellerose D. et al. Nurse case-manager vs multifaceted intervention to improve quality of osteoporosis care after wrist fracture: randomized controlled pilot study. Osteoporos Int. 2011 Jan; 22(1): 223—30.

19. Majumdar S.R., Johnson J.A., McAlister F.A. et al. Multifaceted intervention to improve diagnosis and treatment of osteoporosis in patients with recent wrist fracture: a randomized controlled trial. CMAJ. 2008 Feb 26; 178(5): 569—75.


Рецензия

Для цитирования:


., ., ., ., ., ., ., ., ., ., . ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ОСТЕОПОРОЗОМ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕЧЕНИЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОЦЕНТРОВОГО РАНДОМИЗИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Остеопороз и остеопатии. 2012;15(2):33-37. https://doi.org/10.14341/osteo2012233-37

For citation:


Evstigneeva L.P., Lesnyak O.M., Kuznetsova N.M., Safonova Yu.A., Bulgakova S.V., Kirpikova M.N., Strunina M.V., Telyuschenk M.V., Nekrasova M.R., Nesmeyanova O.B., Vorob’yova A.A. THE EDUCATIONAL PROGRAM FOR PATIENTS WITH OSTEOPOROSIS AND ITS IMPACT ON ADHERENCE TO TREATMENT: RESULTS OF A MULTICENTER RANDOMIZED TRIAL. Osteoporosis and Bone Diseases. 2012;15(2):33-37. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/osteo2012233-37

Просмотров: 167


ISSN 2072-2680 (Print)
ISSN 2311-0716 (Online)