Научный обзор 
Старение – мультифакторный биологический процесс, неизбежно затрагивающий каждого человека. Дегенеративные процессы, начинаясь на клеточном и молекулярном уровнях, постепенно влияют на изменение функциональных возможностей всех органов и систем. Прогероидные синдромы (от греч. progērōs – преждевременно состарившийся), или синдромы преждевременного старения, представляют собой клинически и генетически гетерогенную группу редких наследственных заболеваний, характеризующихся ускоренным старением организма. К прогериям и сегментарным прогероидным синдромам относят свыше десятка заболеваний, однако наиболее ярко признаки преждевременного старения проявляются при синдроме Хатчинсона–Гилфорда (прогерия детского возраста) и синдроме Вернера (прогерия взрослых). В представленном обзоре обобщены последние данные литературы, отражающие этиологию и клиническую картину прогерий и сегментарных прогероидных синдромов человека. На примере прогероидных синдромов рассмотрены молекулярные механизмы старения в целом. Обсуждаются современные возможности и потенциальные пути влияния на механизмы развития возрастных изменений. Дальнейшее изучение генетических причин, а также разработка методов лечения прогерий и сегментарных прогероидных синдромов может быть перспективным направлением для коррекции возрастных изменений человека и увеличения продолжительности жизни.
В отсутствие адекватного лечения сахарный диабет (СД) может привести к развитию поздних осложнений. Помимо «классических» осложнений, отмечена высокая распространенность поражения опорно-двигательного аппарата при СД. Наиболее целесообразным термином, отражающим данное состояние, является «синдром ограниченной подвижности суставов» (ОПС). Поражение кистей при ОПС характеризуется безболезненной ригидностью суставов, фиксированными сгибательными контрактурами, нарушением мелкой моторики и силы захвата. Cо временем ОПС развивается не только в мелких суставах кистей, но и в других суставах конечностей. Традиционно синдрому ОПС уделяется меньшее внимание со стороны практикующих специалистов в сравнении с другими микро- и макрососудистыми осложнениями СД, даже несмотря на то, что ОПС может значимо нарушать функциональную активность, самообслуживание и ухудшать качество жизни. Предполагается, что повреждения околосуставных тканей и суставов при СД вызваны накоплением конечных продуктов гликирования. Решающее место в диагностике ОПС занимает клинический осмотр. Поскольку при синдроме ОПС могут поражаться костно-суставные структуры стоп, своевременная диагностика данного осложнения может способствовать выявлению пациентов с повышенным риском развития синдрома диабетической стопы.
Цели медикаментозного лечения вторичного гиперпаратиреоза у пациентов с хронической болезнью почек направлены на предотвращение прогрессирования заболевания и подавление активности околощитовидных желез с помощью модуляции рецепторов к витамину D и кальций-чувствительных рецепторов. В настоящее время для лечения вторичного гиперпаратиреоза на фоне хронической болезни почек широко используется пероральный кальцииметик – цинакальцет. Однако применение цинакальцета связано с желудочно-кишечными неблагоприятными событиями, что формирует когорту пациентов, рефрактерных к терапии. Цинакальцет также ингибирует цитохром P450 (CYP) 2D6 в печени. Для решения этих проблем был создан новый таблетированный кальцимиметик — эвокальцет (MT-4580/KHK7580). Выявлено, что эвокальцет значительно снижает концентрации паратиреоидного гормона как у нормальных, так и у 5/6 нефрэктомированных крыс. Эффективность препарата была продемонстрирована как в открытом многоцентровом исследовании 3 фазы по оценке долгосрочной эффективности и безопасности эвокальцета у японских пациентов, получающих заместительную почечную терапию гемодиализом, так и в клинической практике у пациентов на перитонеальном диализе. Обнаружено, что эвокальцет практически не влияет на опорожнение желудка, меньше индуцирует рвоту и в целом развитие желудочно-кишечных нежелательных явлений, а фармакологические эффекты его наблюдаются на более низких дозах из-за более высокой биодоступности в сравнении с цинакальцетом. Кроме того, эвокальцет не показал существенного прямого подавления активности изоформ цитохрома 450. Эти результаты показывают, что эвокальцет может стать лучшей альтернативой цинакальцету при непереносимости последнего, с более широким спектром безопасности.
Остеопороз у лиц пожилого и старческого возраста можно сравнить с эпидемией 21 века в связи с большой распространенностью и повышением заболеваемости среди людей, переживших 50-летний порог, составляющих основную массу пациентов. Остеопороз связан со значительным повышением риска падений и переломов, приводящих к адинамии и увеличению риска смерти. Несмотря на недостаточную изученность патогенеза заболевания, имеющиеся данные уже позволили разработать меры профилактики и принципы лечения. В настоящее время существуют профилактические и лечебные мероприятия, направленные на снижение риска падений, переломов и повторных переломов, однако раннее выявление заболевания в пожилом возрасте достаточно часто затруднено в связи с характерными особенностями больных гериатрического профиля. Полиморбидность, стертость клинической картины, развитие старческой астении, саркопении, социально-психическая дезадаптация и повышение частоты депрессии делают популяцию людей пожилого и старческого возраста уязвимой в отношении повышения риска развития остеопороза, падений и переломов и ассоциированных с ними госпитализаций и смертности. В данном обзоре освещаются особенности патогенеза, клинической картины, принципов лечения и профилактики остеопороза в старшей возрастной группе.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2311-0716 (Online)