ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Обоснование. Во многих странах мира дефицит витамина D является глобальной проблемой здравоохранения. Неадекватный статус витамина D имеет серьезные медицинские, социальные и экономические последствия и требует проведения своевременной диагностики и адекватной коррекции.
Цель. Оценка встречаемости недостаточности и дефицита витамина D среди населения, проживающего в регионах РФ, расположенных в широтах от 45° до 70°, и анализ взаимосвязей статуса витамина D c различными факторами (демографическими, социально-экономическими, географическими и др.).
Материалы и методы. Многоцентровое поперечное исследование методом случайной выборки среди лиц обоего пола в возрасте от 18 до 50 лет. Изучение уровня 25ОНD в сыворотке крови добровольцев проводилось в лабораториях ООО «ИНВИТРО» методом хемилюминесцентного иммуноанализа в два этапа: в период март–май 2020 г. и октябрь-ноябрь 2020 г. В 1-м этапе исследования приняли участие 500 добровольцев (77% женщин, 23% мужчин). Демографические и социально-экономические характеристики, ассоциированные с уровнем витамина D факторы оценивались с помощью специально разработанных анкет.
Результаты. В настоящей статье представлен анализ результатов 1-го этапа. Выявлена высокая распространенность дефицита витамина D (56,4%) и его недостаточности (27,9%) в целом по России, то есть 84,3% населения в возрасте 18–50 лет нуждаются в назначении колекальциферола. Наибольшая распространенность низкого статуса витамина D обнаружена в Санкт-Петербурге, Архангельске, Кызыле и Ростове-на-Дону (более 90% участников). В большей степени снижение уровня 25ОНD наблюдалось у мужчин, чем у женщин (p<0,05), а также у молодых лиц в возрасте 18–25 лет (p<0,05). Значимых зависимостей статуса витамина D от антропометрических параметров, количества дней нетрудоспособности выявлено не было. Однако лица, посещающие солярий или находившиеся под прямыми солнечными лучами не менее 30 дней в году, имели более высокие уровни 25ОНD, а пользующиеся солнцезащитными кремами — более низкие.
Заключение. Полученные данные подтверждают повсеместную распространенность дефицита и недостаточности витамина D в стране (84,3% участников), как правило, не связанную с географической широтой проживания, что диктует необходимость назначения препаратов витамина D значительной части населения.
Обоснование. Остеопороз и сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются одними из самых частых причин заболеваемости, инвалидизации и смертности во всем мире. За последние годы все больше данных накапливается о наличии возраст-независимой взаимосвязи и общих патогенетических механизмов снижения минеральной плотности кости (МПК) и развития ССЗ. Было показано, что уменьшение МПК является важным независимым предиктором риска атеросклероза магистральных артерий и связано с усилением кальциноза аорты и других сосудов. Наиболее сильные взаимосвязи между этими параметрами наблюдались при изучении женской популяции, в связи с чем нами для анализа была избрана группа женщин среднего возраста.
Цель. Изучение связи между характеристиками состояния костной ткани и маркерами потенциального развития ССЗ у женщин среднего возраста.
Методы. В исследование были включены 35 женщин из числа обратившихся в ОСП «Российский геронтологический научно-клинический центр» с января 2019 г. по декабрь 2019 г. с целью профилактического консультирования, не имевших критериев невключения. Продолжительность исследования составила 1 год. В 2019 г. было выполнено одномоментное обсервационное исследование.
Результаты. После проведенного скрининга в исследование были включены 35 женщин. Средний возраст пациенток на момент исследования составил 44,74±4,32 года, средний возраст последней беременности — 29,9±4,31 года. У пациенток без клинических проявлений ССЗ встречаются изменения артериальной стенки: наличие атеросклеротических бляшек (АСБ) — 21,9%, повышенная толщина комплекса интима-медиа (КИМ) — у 15,7%. Низкая МПК для хронологического возраста (Z-критерий -2,0 и ниже) выявлена у 7 пациенток в возрасте 35±2,7 года. Обнаружена отрицательная взаимосвязь между параметрами субклинического атеросклероза и костей скелета: толщина КИМ отрицательно связана с МПК шейки бедра (p<0,05), а наличие АСБ было ассоциировано с более низкой МПК в проксимальном отделе бедренной кости (p<0,05)
Заключение. Полученные данные об отрицательной ассоциации между МПК бедра и поясничного отдела позвоночника с преклиническими маркерами риска развития атеросклероза (толщина КИМ, наличие АСБ) у женщин среднего возраста позволяют сделать вывод об их взаимодействии.
Научный обзор 
Оценка бремени остеопороза и остеопорозных переломов, основанная на результатах качественных научных проектов, на большей части территории бывшего СССР не проводилась.
Цель. Анализ нализ эпидемиологических, медико-социальных и экономических аспектов проблемы остеопороза в восьми странах Евразийского региона, а также прогностические оценки ситуации на ближайшие годы.
Материалы и методы. Был проведен поиск и критический анализ исследований, посвященных вопросам остеопороза, включая публикации местного или регионального значения на английском, русском или национальных языках, структурированный опрос представителей национальных обществ остеопороза Армении, Беларуси, Грузии, Казах- стана, Молдовы, Узбекистана, Кыргызской республики, Российской Федерации, изучение демографических тенденций в странах аудита.
Результаты. Согласно эпидемиологическим данным, остеопороз является серьезной проблемой во всех странах. Ожидаемое количество больных остеопорозом варьирует от 240 тыс. в Армении до 16 млн в России. По данным многонационального проекта ЭВА, все страны аудита характеризует умеренный риск переломов проксимального отдела бедра для женщин (200–300 случаев на 100 000 в год). В Беларуси, Молдове, Армении, Грузии и Кыргызской республике риск умеренный как и для мужчин (100–150 на 100 000 в год). Россию, Узбекистан и Казахстан отличает высокий риск данного перелома у мужчин (выше 150 случаев на 100 000 в год). Сохраняющийся тренд на старение населения позволяет прогнозировать увеличение количества остеопорозных переломов во всем регионе. Вероятно, что к 2050 г. в наибольшей степени возрастет количество остеопорозных переломов в Узбекистане, Казахстане и Кыргызской республике — в 2,5–3,5 раза. Уровень госпитализации пациентов с переломом бедра в большинстве стран невысок (от 33% в Узбекистане до 80% в Кыргызской республике), обеспеченность диагностическим оборудованием недостаточна (0,2–1,3 на 1 млн), а исследования минеральной плотности кости (МПК) DXA дороги. И хотя большинство современных методов лечения остеопороза доступно, стоимость лечения остается высокой. Необходимы срочные действия на национальном уровне в каждой стране, включая признание остеопороза приоритетной проблемой здравоохранения.
Заключение. Остеопороз — важная проблема здоровья в странах Евразийского региона, которая в будущем будет только усугубляться из-за ожидаемых демографических изменений.
ЛЕКЦИЯ 
Распространенность остеопороза, особенно среди пожилого населения, увеличивается в геометрической прогрессии, что приводит к росту числа переломов и инвалидности. В результате появляются новые требования к антиостеопоротической терапии, связанные с влиянием ее не только на ремоделирование здоровой кости, но и на ускорение консолидации переломов. В статье представлен краткий обзор влияния различных антиостеопоротических препаратов на заживление переломов костей. Дана оценка консолидирующему действию антирезорбтивных препаратов — бисфосфонатов и деносумаба, анаболического препарата — терипаратида, моноклональных антител, блокирующих белок склеростин, стронция ранелата. Применение препаратов антирезорбтивного действия не повлияло, по данным литературы, на замедление консолидации после переломов различных участков скелета (бедра, позвонков, дистальных отделов лучевой кости). Введение анаболических препаратов, в частности терипаратида, сопровождается более быстрым заживлением переломов в сравнении со сроками естественной регенерации кости или приемом бисфосфонатов, вызывая улучшение формирования костной мозоли. Применение препаратов, блокирующих склеростин, также увеличивает образование костной массы и прочность кости. С учетом имеющихся данных можно сделать вывод о том, что переломы не должны рассматриваться как противопоказание к применению данных препаратов и быть причиной позднего начала медикаментозного лечения остеопороза.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2311-0716 (Online)