Том 18, № 3 (2015)
Статьи 
О Б ЕРШОВА,
К Ю БЕЛОВА,
А А ДЕГТЯРЕВ,
О А ГАНЕРТ,
М А РОМАНОВА,
О С СИНИЦЫНА,
М В БЕЛОВ,
И Ю АБИССОВА
3-8 2426
Аннотация
Актуальность. Переломы проксимального отдела бедра (ППОБ) являются наиболее тяжелым осложнением остеопороза и представляют серьезную проблему для здравоохранения, нанося значительный экономический ущерб, а также характеризуются высоким уровнем летальности как на стационарном, так и на амбулаторном этапах. Показатели частоты неблагоприятного исхода в существенной мере зависят от организации медицинской помощи данной категории больных. Цель: оценка частоты наступления летального исхода у пациентов, перенесших ППОБ. Материалы и методы. Проведено наблюдательное продольное когортное исследование жителей г. Ярославля в возрасте 50 лет и старше, получивших ППОБ за период 01.09.2010 - 31.08.2011 гг., с последующим наблюдением 24 месяца (контрольные визиты в 3, 6,12 и 24 мес. после даты перелома). Проведен анализ летальности с использованием таблиц дожития и включением в анализ «цензурированных» случаев. Результаты. Общая летальность в результате ППОБ в стационаре составила 9,66%, через 3 месяца - 21,75%, через 6 месяцев - 26,46%, 12 месяцев - 29,82%, 24 месяца - 34,53%. В статье приведены данные таких характеристик изучаемого исхода, как плотность вероятности, функция интенсивности и мгновенный риск летального исхода, медиана ожидаемого времени жизни на каждом этапе наблюдения. Заключение. Проведенный анализ позволил получить максимально точные и полные сведения о летальности у пациентов с ППОБ, а также оценить ряд дополнительных характеристик данного показателя.
В В ЕПАНОВ,
А К ЛЕБЕДЕВ,
А А ЕПАНОВА,
И П СЕМЕНОВ,
Г А ПАЛЬШИН,
А Н КОМИССАРОВ,
Е Н ГЛАДКОВА,
О М ЛЕСНЯК
9-12 505
Аннотация
Переломы костей скелета при незначительной травме служат клиническим проявлением остеопороза и его популяционным маркером. Частота переломов проксимального отдела бедренной кости (ПОБК) различается в разных географических зонах и этнических группах. Цель исследования - изучение инцидентности переломов проксимального отдела бедренной кости у лиц старше 40 лет в Республике Саха (Якутия) за 2011-2013 гг. и сравнение данных с результатами ранее проведенных исследований. Материал и методы. Исследование выполнено в рамках многоцентрового международного проекта «Эпидемиологическое исследование остеопоротических переломов в странах Евразии (ЭВА)». Исследование проводилось в два этапа: первый этап - ретроспективный, второй - проспективный. На ретроспективном этапе собиралась информация о случаях переломов проксимального отдела бедренной кости, зарегистрированных в 2011-2012 гг Сбор информации о переломах проводили на основе обращаемости пациентов за медицинской помощью. Проспективный этап исследования проводился в 2013 г и был направлен на выявление пациентов с переломом проксимального отдела бедренной кости, обратившихся как в травматологическую службу города, так и к другим специалистам, например, участковым терапевтам. Результаты. За три года в г Якутске было зарегистрировано 426 переломов ПОБК. Общее количество переломов у женщин составило 286 (67,1%), у мужчин - 140 (32,9%). Изучена половозрастная инцидентность переломов проксимального отдела бедра по каждому году исследования. Рост показателей инцидентности в 2013 г, которая составила 192 случая на 100000 населения у мужчин и 283 на 100000 у женщин 50 лет и старше (на 12% выше, чем в 2011 и 2012 гг.) был обусловлен улучшением регистрации переломов проксимального отдела бедренной кости в группе женщин 85 лет и старше. Полученные нами показатели инцидентности переломов проксимального отдела бедренной кости существенно превышали данные предыдущего исследования 15-летней давности. Заключение. За последние годы в Якутске отмечается увеличение показателей инцидентности перелома проксимального отдела бедренной кости, обусловленное ростом обращаемости пациентов за специализированной травматологической помощью. Совместными усилиями представителей науки, органов управления здравоохранением и практикующих врачей в данном исследовании нам, по всей вероятности, удалось получить популяционные показатели перелома проксимального отдела бедренной кости, приближенные к реальным.
И А СКРИПНИКОВА,
Н А АЛИХАНОВА,
О Н ТКАЧЕВА,
Э С АБИРОВА,
В Е НОВИКОВ,
Л М МУРАШКО,
Н В ШАРАШКИНА,
О Ю ИСАЙКИНА,
В А ВЫГОДИН
13-17 1401
Аннотация
Цель исследования: изучить взаимосвязь минеральной плотности кости (МПК), параметров сосудистой жесткости и биомаркеров клеточного старения у женщин в постменопаузе. Материалы и методы: В одномоментное исследование включено 107 пациенток от 45 до82 лет, наблюдавшихся амбулаторно и подписавших информированное согласие. МПК позвоночника, шейки бедра (ШБ) и проксимального отдела бедра (ПОБ) измерялась с помощью двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии (DelphiW, Hologic, USA). Толщина комплекса интима-медиа (КИМ), наличие и количество атеросклеротических бляшек (АБ), степень стеноза сонных артерий исследовались с помощью дуплексного сканирования. Оценка скорости распространения пульсовой волны (СРПВ), индекса аугментации (ИА) проводилась методом аппланационной тонометрии (SphygmoCor). Для определения длины теломер (ДТ) в лейкоцитах использовался метод ПЦР в реальном времени. При этом проводилось измерение относительной длины теломер на геномной ДНК. Определение активности теломеразы (АТ) проводилась на чисто выделенной моноцитарной фракции клеток крови на основании теломеразной полимеразной реакции. Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета прикладных программ StatisticalAnalysisSystem (USA). Результаты: С увеличением продолжительности менопаузы отмечалось постепенное увеличение показателей сосудистой жесткости (СРПВ, ИА), толщины КИМ и снижение МПК во всех измеренных отделах скелета. Максимальные показатели сосудистой жесткости, наиболее низкая МПК и «самые» короткие теломеры были выявлены после 10 лет менопаузы. Риск снижения костной массы и развития остеопороза достоверно возрастал в 3 раза при высоких значениях СРПВ(≥10 м/с), более чем в 4раза при ИА≥ 20%, толщины КИМ>0,9мм, в 2,45раза при наличии АБ в сонных артериях и при наличии «самых» коротких теломер. В ходе многомерного регрессионного анализа после поправки на возраст и продолжительность менопаузы отрицательная связь между ИА, толщиной КИМ и МПК осталась высокодостоверной, в то время как в отношении СРПВ, наличия АБ и ДТ эта корреляция не подтвердилась. Заключение: Снижение МПК у женщин в постменопаузе ассоциируется с высокими показателями ИА и толщины КИМ. Независимая связь МПК с ИА, а не с СРПВ, по-видимому, объясняется вовлечением мелких сосудов - артериол при остеопорозе. Короткие теломеры в 2,45 раза чаще встречались у пациентов с низкой костной массой, но связь не была подтверждена в регрессионном анализе, что исключает независимый характер этого маркера биологического старения с МПК и свидетельствует в пользу того, что ОП является возраст-ассоциированным заболеванием, а не процессом естественного старения.
18-22 335
Аннотация
Введение: Перелом дистального отдела предплечья (ПДОП) при низком уровне травмы у женщин старше 50 лет является маркером остеопороза (ОП) и поводом пройти обследование для диагностики ОП. Однако часто у пациентов с переломом данной локализации ОП не диагностируется и не лечится. Цель: оценить выявляемость и лечение ОП у пациентов старших возрастных групп с ПДОП и влияние информирования пациента травматологом на их изменение. Материалы и методы: Исследование проведено в два этапа. На первом этапе проведен ретроспективный анализ выборки 104 пациентов 50 лет и старше, перенесших ПДОП при низком уровне травмы. На втором этапе проведено контролируемое испытание с включением 121 женщины в возрасте 50 лет и старше с низкоэнергетическим ПДОП. Пациентки основной группы (56 чел., ср. возраст 61,3 ± 8,6 года) получали информацию от травматолога об ОП, направление на денситометрию и рекомендации по лечению. Пациентки контрольной группы (65 чел., ср. возраст 63,5 ± 8,1 года) наблюдались так, как это принято в практике данного травмпункта. Спустя 6 месяцев после перелома был проведен опрос всех включенных в исследование пациентов. На обоих этапах оценивалась выявляемость ОП, проведенное обследование и лечение. Результаты: в ретроспективном исследовании ОП был выявлен у 18 (17,3%) чел., денситометрия выполнена у 6 (5,8%) чел., препараты кальция и D3 более 12 месяцев принимали 13 (12,5%) чел., препараты патогенетического действия - 2 (1,9%) чел. По результатам второго этапа исследования денситометрия была выполнена у 26 (46,4%) пациенток основной и 2 (3,1%) пациенток контрольной групп, р<0,0001. Препараты кальция и D3 начали принимать 31 (55,4%) пациентка основной и 23 (35,4%) пациентки контрольной групп, p=0,0276. Лечение препаратами патогенетического действия начали 7 (12,5%) чел. основной и 2 (3,1%) чел. контрольной групп, p=0,051, через 6месяцев препараты патогенетического действия принимали (12,5%) чел. основной и 1 (1,5%) чел. контрольной групп, p=0,018. Выводы: пациенты, перенесшие перелом луча при низком уровне травмы, относятся к группе повышенного риска ОП, однако большинство пациентов остаются без соответствующего обследования и лечения. Выдача брошюры по ОП пациенту, перенесшему перелом дистального отдела предплечья, в сочетании с короткой беседой врача травматологического пункта и рекомендацией выполнить денситометрию является эффективным способом мотивации пациента пройти обследование и начать лечение.
23-29 447
Аннотация
Образовательные программы для пациентов повышают информированность по вопросам остеопороза и влияют на изменение факторов образа жизни и приверженность лечению. Выбор наиболее эффективной образовательной программы важен для достижения лучших результатов лечения. Цель: Оценить влияние четырехдневной интерактивной образовательной программы в сравнении с однократно проведенной лекцией и брошюрой на информированность по вопросам остеопороза, употребление кальцийсодержащих продуктов, физическую активность и приверженность лечению пациентов с остеопорозом. Материал и методы: Выборка включала 117 пациентов (средний возраст 63,3 ± 8,1 г.) с установленным диагнозом первичного остеопороза и наличием рекомендаций по лечению. Пациенты основной группы обучались в школе здоровья, включавшей 4 занятия по 90 минут каждое, проводимые через 1 или 2 дня в группах по 5 - 8 человек. Пациенты группы сравнения получали образовательную программу в виде лекции продолжительностью 90 мин. Пациенты контрольной группы получили информацию об остеопорозе в виде брошюры. Оценивались информированность по вопросам остео-пороза, модификация поведенческих факторов риска (прием кальцийсодержащих продуктов, физическая активность, занятия лечебной физкультурой), число пациентов, приверженных медикаментозному лечению остеопороза. Продолжительность исследования 12 месяцев. Результаты: После образовательной программы информированность по вопросам остеопороза через 3,6 и 12 мес. повысилась в основной группе на 23,8%, 22,9%, 21,1%, в контрольной группе - на 0,5%, 1,8%, 4,7% (p<0,01 на всех визитах). В группе сравнения информированность повысилась на 18,0%, 15,8%, 14,6% (р<0,05 при сравнении с брошюрой через 3 и 6 мес.). Употребление кальцийсодержащих продуктов через 3, 6 и 12 мес. возросло в основной группе на 188,5 мг, 211,8 мг и 238,1 мг, в группе сравнения на 66,0мг, 80,4мг и 68,3 мг, в контрольной группе на 146,8 мг, 106,4мг, 84,4мг (p<0,05 при сравнении основной группы с группой сравнения через 3 месяца). Физическая активность повысилась в основной группе через 3, 6 и 12 месяцев на 1,7,1,9, 0,9 баллов и была выше, чем в группе, прослушавшей лекцию (0,2, 0,2, 0,1 балла) и в контрольной группе (0,1, 0,2, 0 баллов), p<0,05 на всех визитах. Время, затрачиваемое на физические упражнения через 3, 6 и 12 мес. возросло в основной группе на 45,1, 54,2 и 49,9 мин. в неделю, что было выше, чем в группе сравнения и контрольной группе, p<0,05 на всех визитах. Число пациентов, приверженных лечению препаратами патогенетического действия в основной группе составило 56,4%, в группе сравнения - 30,0%, в контрольной группе -13,2%, p<0,01. Выводы: интерактивная образовательная программа в небольших группах повышает информированность по вопросам остеопороза, положительно влияет на употребление кальцийсодержащих продуктов, физическую активность, приверженность лечению и более эффективна, чем лекция и брошюра.
30-35 609
Аннотация
Статья имеет обзорно-рекомендательный характер и посвящена проблеме создания служб профилактики повторных переломов (ППП) у пациентов с остеопорозом. В ее обзорной части показана актуальность обсуждаемой проблемы, освещены соответствующие рекомендации рабочей группы IOF по созданию служб ППП, проведен анализ работы таких служб за рубежом и в нашей стране, приведены подтверждения их клинической и экономической эффективности, а также обсуждены ключевые моменты, обеспечивающие важнейшие показатели работы указанных служб. В рекомендательной части статьи представлены задачи, основные направления работы и принципы создания обсуждаемых служб в Российской Федерации. Они сформулированы с учетом первого отечественного опыта организации служб ППП в рамках специальной программы «ПРОМЕТЕЙ» Российской ассоциации по остеопорозу. По мнению авторов, представленные в статье материалы помогут при организации служб ППП в различных медицинских учреждениях нашей страны и будут способствовать снижению негативных последствий повторных остеопоротических переломов костей.
36-39 979
Аннотация
Ряд заболеваний, связанных с развитием синдрома гипокальцемии, при различных патофизиологических причинах может протекать со сходными биохимическими нарушениями. В некоторых случаях единственным биохимическим параметром, позволяющим дифференцировать нозологические формы, является определение уровней метаболитов витамина D в крови, поэтому крайне важно своевременное проведение этих измерений. Также следует учитывать генетические аспекты метаболизма витамина D, особенно в случаях семейного характера проявлений, а также вклад социальных факторов в развитие дефицита витамина D. Мы описываем двух пациентов, брата и сестру, у которых симптомы персистирующего дефицита витамина D уводили диагностический поиск в сторону редких наследственных синдромов.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2072-2680 (Print)
ISSN 2311-0716 (Online)
ISSN 2311-0716 (Online)