Preview

Остеопороз и остеопатии

Расширенный поиск
Том 18, № 1 (2015)
https://doi.org/10.14341/osteo20151

Статьи 

3-6 524
Аннотация
Цель исследования. Определить полиморфизмы генов OPG, RANKL, VDR, SOST и оценить их взаимосвязь с минеральной плотностью кости (МПК) и переломами для последующей оптимизации диагностики и лечения постменопаузального остеопороза (ПМО). Материалы и методы. В исследование вошли 236 женщин в постменопаузе, проживающих в Москве и Московской области. Основную группу (I) составили 174 пациентки, в возрасте от 50 до 83 лет, с показателями МПК < - 2,5 SD по Т-критерию. Группу сравнения (II) составили 62 женщины в постменопаузе с показателями МПК в пределах нормальных значений и отсутствием переломов в анамнезе, в возрасте от 50 до 77 лет. Всем испытуемым с ПМО и группе контроля с помощью полимеразной цепной реакции проводили молекулярно-генетическое исследование с определением полиморфизмов генов VDR(rs10735810, rs1544410), RANKL (rs9594738, rs9594759) и OPG (rs3102735, rs3102735 и rs4355801), SOST (rs1230399). Результаты. При наличии Т аллелей гена RANKL (rs9594759 и rs9594738) риск снижения МПК в L1-L4 увеличивается в 2 раза. У женщин с генотипом С/С по полиморфизму гена OPG (rs3102735) риск развития переломов дистального отдела лучевой кости(ЛК) повышается в 17 раз вне зависимости от показателей МПК. Генотип G/G по полиморфизму rs1544410 гена VDR у пациенток с ПМО ассоциирован с повышением риска переломов дистального отдела ЛК в 3 раза. У пациенток с ПМО генотип С/С гена SOST rs1230399 обуславливают только различия в индексе массы тела. Согласно аутосомно-рецессивной модели гомозиготный генотип С/С статистически значимо ассоциировался с ожирением при ПМО. Заключение. Полиморфизмы генов RANKL (rs9594759 и rs9594738), OPG (rs 3102735) и гена VDR(rs1544410) ассоциированы с риском развития ПМО и переломов. Ген SOST(rs1230399) не оказывает статистически значимого влияния на МПК и риск переломов.
7-9 876
Аннотация
Цель. Изучить уровень витамина D в период максимальной инсоляции у лиц, старше 50 лет, постоянно проживающих в Республике Башкортостан и сравнить с результатами исследования в период минимальной инсоляции. Материалы и методы. В период максимальной инсоляции у 175 человек старше 50 лет, постоянно проживающих в городе (Уфа) и сельской местности (Аскинский, Бурзянский, Илишевский, Кугарчинский районы) Республики Башкортостан, проведены исследования уровней 25(ОН)-D и паратиреоидного гормона (ПТГ) методом непрямого твердофазного иммуно-ферментного анализа. Результаты. Показано, что старшие возрастные группы населения республики Башкортостан даже в период максимальной инсоляции характеризуются высокой частотой гиповитаминоза и дефицита витамина D. В период максимальной инсоляции происходит повышение уровня витамина D, при этом у жителей сельской местности оно выражено сильнее. Уровень витамина D и ПТГ в период максимальной инсоляции не зависит от пола, а также не различается у сельского и городского населения. В целом полученные результаты свидетельствуют, что проблема дефицита витамина D у лиц старшего возраста сохраняется даже в период максимальной инсоляции.
10-13 478
Аннотация
Целью данного исследования было сравнить состояние минерального обмена и минеральную плотность кости у женщин молодого возраста с центральным (гипогонадотропным) гипогонадизмом со здоровыми молодыми женщинами, а также с женщинами в физиологической постменопаузе среднего/пожилого возраста. Были обследованы 73 пациентки с центральным женским гипогонадизмом (изолированный гипогонадизм n=35, гипопитуитаризм n=38) в возрасте 25 [21,2; 30,5]лет, с длительностью аменореи 5 [2,3; 10,1]лет; 47здоровых женщин с регулярным менструальный циклом в возрасте 24 [23,1; 28,0] лет (р=0,93 по сравнению с женщинами с центральным гипогонадизмом) и 50 здоровых женщин в физиологической естественной постменопаузе в возрасте 56 [53; 58] лет, длительность постменопаузы 6,0 [2,1; 10,0]лет (р=0,9 по сравнению с женщинами с центральным гипогонадизмом). При центральном женском гипогонадизме концентрации Са++ и ЩФ статистически значимо превышали показатели здоровых женщин аналогичного возраста, при этом не отличались таковых у женщин в постменопаузе. Т-критерий <-2,5 SD в поясничных позвонках при центральным гипогонадизме и в постменопаузе отмечены в 55% и 28% случаев соответственно (р<0,001), в бедре - 27% и 7% соответственно (р=0,002). Факторами, способствующими более низким показателям МПК у молодых женщин с центральным гипогонадизмом, являлись длительность гипогонадизма, низкий уровень общего тестостерона, первичная аменорея. Существенных различий минерального обмена и МПК при изолированном гипогонадизме и гипопитуитаризме выявлено не было. Центральный гипогонадизм в молодом возрасте является более важным фактором снижения МПК, чем физиологическая менопауза в соответствующем среднем возрасте, что приводит к преждевременному старению костной системы.
14-17 856
Аннотация
Проанализированы результаты сравнительного исследования (основная группа - 35 пациентов и контрольная группа - 36 пациентов) после артропластики тазобедренного сустава. Посегментарный мониторинг доказал, что дефицит минеральной плотности костной ткани формируется в оперированной конечности и отражается на системном уровне, приводя к различным формам угнетения костного гомеостаза, что в последующем приводит к снижению качества жизни. Доказана эффективность применения солей кальция в комбинации с 1-альфа-гидроксивитамином D3 в сочетании с активной функциональной реабилитацией после артропластики тазобедренного сустава на основе клинико-лучевого мониторинга. Подобная схема положительно влияет на исход лечения при использовании данной медицинской технологии.
18-22 1911
Аннотация
Цель. Оценить частоту и предпочтения при назначении внутрисуставной терапии препаратами гиалуроновой кислоты (ГЛК) при гонартрозе в реальной клинической практике. Материалы и методы. Проведен анализ 200 амбулаторных карт пациентов, с диагнозом ОА коленного сустава, наблюдающихся в областном ревматологическом центре, для оценки частоты назначения и спектра препаратов ГЛК, профиля больных, которым они назначались, и у кого они были эффективными. Для оценки мнения ревматологов о внутрисуставной терапии ГЛК было проведено письменное анонимное анкетирование 20 ревматологов г. Екатеринбурга. Результаты. Проведенный анализ показал, что внутрисуставная терапия ГЛК быта рекомендована ревматологами 46% пациентов с гонартрозом, из которых лечение провели только 35%. Пациенты, получившие лечение, были старше и чаще принимали НПВС и симптоматические препараты медленного действия. Внутрисуставная терапия ГЛК была эффективна у 69%. Препараты с большей молекулярной массой были более эффективны, хотя ревматологи при назначении отдают предпочтение низкомолекулярным препаратам. Заключение. В реальной клинической ревматологической практике препараты ГЛК широко применяются в терапии гонартроза, положительный эффект от лечения отмечают более половины пациентов.
23-27 2945
Аннотация
Цель. Оценить приверженность пациентов терапии остеопороза (ОП). Материалы и методы. Проанкетирована случайная выборка из 1565 пациентов (86% женщин и 14% мужчин) с ОП в возрасте 50 лет и старше (ср. возраст 64±7лет) из 10 городов пяти федеральных округов РФ, с длительностью заболевания год и более. Результаты. на протяжении последнего года до анкетирования препараты для лечения ОП принимали 96% пациентов, приверженными терапии были лишь 40 % больных Возраст, образование и наличие любых переломов в анамнезе не оказывали влияния на приверженность лечению, в то время как длительность самого заболевания и общая продолжительность терапии способствовали ее снижению (p<0,05). Все пациенты, получившие золедроновую кислоту и деносумаб, имели 100% комплаентность. Среди принимавших бисфосфонаты (БФ) и стронция ранелат (СР) приверженность лечению была выше по сравнению с теми, кто использовал только препараты кальция и витамина D (p<0,005), не было различий в приверженности терапии БФ и СР, а у женщин приверженность не зависела от режима дозирования пероральных БФ (p>0,05). Менее приверженными к пероральным препаратам были женщины, принимавшие большее количество других лекарств. Высокая стоимость, отсутствие необходимого лекарства в аптеке, длительность терапии были наиболее частыми причинами пропуска или замены лечения ОП. Заключение. В нашей стране пациенты имеют низкую приверженность лечению ОП. Снижение приверженности терапии ОП обусловлено длительностью болезни, общей продолжительностью лечения, стоимостью лекарственных препаратов или их отсутствием в аптеке, а у женщин и количеством принимаемых препаратов.
28-37 2525
Аннотация
Обзор литературы посвящен обсуждению биологической функции гормонов, продуцируемых скелетом: фактора роста фибробластов 23 (ФРФ23) и остеокальцина. ФРФ23 секретируется остеоцитом и воздействует на почки, ингибируя 1-альфа-гидроксилазу, что предупреждает активацию витамина D, а также способствует выведению фосфора через почечные канальцы. Сродство ФРФ23 к рецептору фактора роста фибробластов (ФРФ-Р) низкое, однако при взаимодействии ФРФ23 и Клото связь значительно повышается и происходит активация рецепторного комплекса. Таким образом, Клото определяет преимущественно почечные эффекты ФРФ23. Увеличение содержания ФРФ23 или Клото из-за генетических нарушений или эктопической продукции опухолью сопряжено со снижением уровня фосфора в сыворотке крови человека. Напротив, низкое содержание ФРФ23 или Клото приводит к гиперфосфатемии и эктопической кальцификации. Генетические исследования на моделях мышей показали, что продукт секреции остеобластов - остеокальцин, в декарбоксилированной форме оказывает воздействие на ß-клетки поджелудочной железы, увеличивая продукцию инсулина, а в периферических тканях его эффекты повышают утилизацию глюкозы в результате повышения чувствительности к инсулину и уменьшают содержание висцерального жира. Кроме того, декарбоксилированный остеокальцин может оказывать прямые гормональные эффекты на клетки Лейдига у мужчин, усиливая секрецию тестостерона, что было показано в исследованиях, как на культурах клеток, так и у живых особей. В обоих случаях, при эффектах на поджелудочную железу и на яички, остеокальцин оказывает воздействие через GPCR6A рецептор, в результате активации которого запускается цАМФ связанный сигнальный путь. Таким образом, статья обобщает исследования, посвященные эндокринной функции костной ткани. гуморальные факторы, такие как секретируемый белок связанный с фризельдом 4 (SRFP4), матричный внеклеточный фосфогликопротеин (MEPE), фактор роста фибробластов 7 (ФРФ7), которые также способствуют развитию гипофосфатемии [4]. В настоящее время биологическая роль ФРФ23 активно изучается в связи с его влиянием на метаболизм фосфатов при хронической болезни почек (ХБП) и развитие вторичного гиперпаратиреоза. ФРФ23 рассматривается как возможный предиктор развития минерально-костных осложнений ХБП на доклинической стадии для ранней коррекции нарушений и замедления их прогрессирования. Возможно, ФРФ23 и его ко-рецептор Клото вовлечены в механизмы развития атеросклероза у пациентов с почечной недостаточностью. Соответственно изучаются перспективы фармакологического влияния на ФРФ23, которое может открыть новые перспективы в лечении осложнений ХБП [5,6]. Проводятся исследования влияния ФРФ23 на процессы, не связанные с фосфорно-кальциевым обменом, так, на данный момент, известно об участии гормона в развитии гипертрофии левого желудочка [7].
38-40 331
Аннотация
4 декабря 2014 года в Москве состоялось заседание экспертного совета, посвященного совершенствованию подходов к терапии остеопороза (ОП). В заседании приняли участие ведущие специалисты в области травматологии и ортопедии, ревматологии из России и Швейцарии, в том числе члены Российского отделения клинического подразделения AO Trauma международной общественной (неправительственной) организации AOFOUNDATION (АОТ равма Россия) и Российской ассоциации по остеопорозу (РАОП). Участники экспертного совета обсудили систему оказания медицинской помощи больным ОП в Российской Федерации, а также отметили необходимость разработки мер, позволяющих оптимизировать междисциплинарное взаимодействие врачей травматологов-ортопедов и терапевтов в лечении пациентов с ОП и направленных на снижение количества послеоперационных осложнений и повторных переломов позвонков и невертебральных переломов. Эксперты рекомендовали повышать уровень знаний об остеопорозе, особенностях переломов на его фоне и мерах борьбы с ним у отечественных травматологов-ортопедов; повышать уровень информированности у населения об остеопорозе путем наглядной агитации в клиниках и травматологических пунктах амбулаторного звена; сформулировать и внедрить в клиническую практику травматологов-ортопедов алгоритм оказания помощи больным пожилого и старческого возраста с низкоэнергетическими переломами на фоне остеопороза; принять меры к вторичной профилактике переломов посредством назначения патогенетической терапии остеопороза уже на уровне травматологического отделения; сформировать междисциплинарную систему ведения пациента с низкоэнергетическим переломом, а также способствовать организации службы Вторичной Профилактики Переломов (Fracture Liaison Service) в системе российского здравоохранения.
41-42 1040
Аннотация
Osteoporosis - a disease witch relates to both women and men, present a growing global problem due to the aging population. Low bone mass and a deterioration microarchitecture are characteristic features of osteoporosis that can lead to fractures, related pain, physical disability, poor quality of life, increased mortality, and high costs of medical care. Teriparatide (recombinant human parathyroid hormone [rhPTH (1-34), Forsteo], which appeared more than a decade ago, is the only one registered in the Russian Federation anabolic treatment for osteoporosis, which increases the density and strength of bone. Initially, it was approved for the treatment of postmenopausal osteoporosis based on the data from a randomized, controlled phase III study that showed a significant reduction in the incidence of vertebral and nonvertebral fractures. Teriparatide is now also approved for the treatment of osteoporosis at high risk of fractures in men and glucocorticoid osteoporosis. The basis for these new indications were the positive results of randomized controlled studies in corresponding patient populations.


ISSN 2072-2680 (Print)
ISSN 2311-0716 (Online)